В современном стремительно развивающемся мире традиционные формы обучения не могут удовлетворять всё возрастающие потребности населения в образовании. В связи с этим одним из главных принципов работы учебных заведений становится открытость. Открытое образование, гибкое и доступное каждому, интегрирует все имеющиеся формы в единое образовательное пространство, позволяя людям из разных регионов и даже стран выстраивать индивидуальные траектории обучения. Принципы информационной открытости образовательной деятельности обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт обеспечения открытости в организации работы российских университетов», которая состоялась 5 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

Конференция проходила под эгидой Ассоциации ведущих университетов при поддержке Министерства образования и науки РФ. Напомним, что Ассоциация ведущих университетов была основана в 2010 году для консолидации усилий ведущих вузов и научно-исследовательских организаций страны, развития и повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования. Сегодня в состав ассоциации входят 46 вузов, в их числе – Политехнический университет.

Мероприятие началось с минуты молчания в память жертв теракта, произошедшего 3 апреля в петербургском метро.

69

С приветственной речью выступил ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ, который отметил, что тема открытости образования очень близка Политеху: «нам есть о чем рассказать и чем поделиться». Помимо открытости университета в рамках реализации научно-исследовательской и образовательной деятельности, Политех осуществляет и социальную функцию. Так, например, на базе вуза проходят культурно-массовые мероприятия, такие как Масленица, собравшая в этом году более 10 тысяч человек, фестиваль научных достижений молодежи «Полифест», международный экологический фестиваль “Greenday”, и многие другие.

Цели и задачи конференции определил председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Н.М. КРОПАЧЕВ. «Вузы, входящие в ассоциацию, являются лидерами российского образования и науки, поэтому на нас и больше ответственности по всем направлениям», – сказал Николай Михайлович. Главная задача мероприятия – это обмен позитивным опытом, организация сетевых взаимодействий для коллективного использования опыта того или иного вуза. По итогам мероприятия планируется обращение к Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ с предложениями по принятию организационных решений, изменению нормативной базы и внедрению позитивного опыта в вузах всей страны.

70 

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования В.С. ТИМОНИН, который также принял участие в дискуссии, подтвердил, что вопрос открытости в системе высшего образования находится на фронтире деятельности Минобрнауки России. Ведомство реализует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации». Его главной целью является расширение возможностей непрерывного образования за счет развития российского цифрового образовательного пространства, что иллюстрирует один из принципов открытого образования – образование через всю жизнь.

71

Об открытости Политехнического университета и компетенциях вуза в рамках развития электронного обучения рассказала проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА. Среднегодовой темп роста технологий онлайн-обучения в последние годы составляет порядка 23%. «Политехнический университет также пришел к необходимости развития в данном направлении, – пояснила Елена Михайловна. – Мы видим, насколько высока глобальная конкуренция. Наши студенты доступны лучшим университетам мира, и нам необходимо сделать все, чтобы российские студенты учились в нашей стране, а отучившись, оставались работать в Российской Федерации». Электронная образовательная среда «Открытый Политех», которая на системной основе реализуется в вузе уже два года, систематизирует все электронные, образовательные и научные ресурсы на одной площадке, обеспечивая тем самым открытость по всем уровням высшего образования. Студентам же «Открытый Политех» предоставляет уникальную возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения.

72

Активность Политехнического университета в развитии онлайн-образования и создании массовых открытых онлайн-курсов (МООК) была отмечена в Рейтинге российского онлайн-образования-2016: наш университет стал лидером онлайн-образования по Санкт-Петербургу. Е.М. РАЗИНКИНА рассказала, что системная работа в данном направлении ведется в Политехническом университете с 2015 года: «Политех представлен на трех платформах, на каждой из них реализуется собственная стратегия. На платформе Coursera мы продвигаем курсы по инженерно-техническим направлениям; наши курсы на петербургском “Лекториуме” ориентированы на обучающихся в средних учебных заведениях; а Национальный портал “Открытое образование” мы используем для трансляции универсальных, профессиональных и общепрофессиональных знаний».

73

Для развития онлайн-образования в университете была создана материально-техническая база – студия видеосъемки. Кстати, с ней перед началом конференции ознакомился заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования В.С. ТИМОНИН, который впоследствии сказал: «Инфраструктура Политеха, связанная с внедрением онлайн-образования, производит фантастическое впечатление. Это очень серьезный и сильный заход». Владимир Сергеевич подчеркнул, что подобный опыт важен не только для участников Ассоциации ведущих университетов, – его надо распространять и на другие вузы страны.

74

В обсуждении цифровой образовательной среды университетов также приняли участие проректор по учебно-методической работе СПбГУ М.Ю. ЛАВРИКОВА, заместитель проректора по учебной работе УрФУ В.С. ТРЕТЬЯКОВ, директор Центра дистанционного обучения СПб НИУ ИТМО А.В. ЛЯМИН и директор НТК «Математическое моделирование и интеллектуальные системы управления СПбПУ В.П. ШКОДЫРЕВ. Организацию «бесшовного» доступа ведущих российских университетов к информационным ресурсам науки и образования обсуждали директор Информационно-библиотечного комплекса СПбПУ А.И. ПЛЕМНЕК, директор по информационным ресурсам ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина» Е.Д. ЖАБКО и директор Научной библиотеки СПбГУ им. М. Горького М.Э. КАРПОВА.

Всего в конференции приняли участие более 60 человек из 24 вузов и организаций со всей страны – Москвы, Екатеринбурга, Орла, Мордовии, Казани, Нижнего Новгорода, а коллеги из Томска поучаствовали в конференции дистанционно. Завершилось мероприятие проведением круглого стола на тему: «Оценка качества онлайн-курсов: способы, критерии, перспективы».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ.

Другие новости

Естественно-научный лицей СПбПУ запустил онлайн-курс для подготовки к ЕГЭ по физике для школьников 10-11 классов
Старт образовательных программ СЗРЦК
СПбПУ запускает онлайн-курс на Coursera