Академическая задолженностьОтрицательные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), практикам образовательной программы
АспирантыЛица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров
Базовая кафедраСтруктурное подразделение Университета, созданное на базе иных организаций для адресной подготовки высококвалифицированных специалистов с привлечением к преподаванию работников организации, которые обладают достаточным опытом по направлениям деятельности СПбПУ
Балльная система оценивания индивидуальных результатов обучения по дисциплинам (модулям)Система оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), при которой проводится регулярная оценка знаний, умений и навыков обучающихся в течение семестра
Безбарьерная архитектурная среда образовательной организацииАрхитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри зданий
Вид профессиональной деятельностиСовокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда
Стартап как ВКРразработанный участниками команды предпринимательский проект, демонстрирующий уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, сформированности компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО или СУОС ВО
Проект как ВКРформа выпускной квалификационной работы исследовательского или практико-ориентированного характера, выполненной командой студентов по запросу заказчика с целью решения актуальных профессиональных задач или демонстрации сформированности комплекса компетенций в области профессиональной деятельности
Государственная итоговая аттестацияФорма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям СУОС
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)Образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии без непосредственного общения в аудитории) взаимодействии обучающихся и профессорско-преподавательского состава
Задача профессиональной деятельностиЦель, заданная в определѐнных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий над объектом (совокупностью объектов) профессиональной деятельности
ЗаказчикЛицо или группа лиц, представляющие внешнюю организацию (предприятие, компанию) или подразделение СПбПУ, которые инициируют запрос на выполнение ВКР, определяют задачи ВКР, а также принимают и оценивают практический результат ВКР
ИнвалидЛицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Индивидуальная образовательная траекторияИндивидуальный учебный план обучающегося, состоящий из обязательных (инвариантных) модулей (дисциплин), а также модулей (дисциплин), выбранных обучающимся из предложенного набора
Индикаторы достижения компетенцииЯвляются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе.
Инклюзивное обучениеОбучение в совместной образовательной среде инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также студентов, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения доступности образования для всех категорий лиц, учета особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Интегрированное обучениеСовместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-коммуникационные технологииИнформационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации
Итоговая аттестацияФорма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям СУОС
КвалификацияУровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и (или) получению дальнейшего образования.
КомпетенцияСпособность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области
Контактная работа обучающихся с преподавателемРабота обучающегося по освоению образовательной программы, выполняемая при непосредственном участии педагогического работника. Контактная работа организуется в учебных аудиториях образовательной организации, в том числе, и посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Контрольная работаСамостоятельная письменная аналитическая работа, которая способствует углублённому изучению пройденного теоретического материала. Цель контрольной работы – получить специальные знания по одной или нескольким темам дисциплины и продемонстрировать навыки их практического применения.
Контрольно-измерительные материалыСовокупность материалов, позволяющих организовать различные виды проверки качества освоения дисциплины и уровня ожидаемых результатов обучения
Контрольные мероприятияМероприятия, проводимые с применением оценочных средств (материалов) с целью контроля результатов образовательной деятельности обучающихся, их достижений в течение периода обучения (семестра)
Корпоративная (партнерская) образовательная программаПрограмма, разрабатываемая и реализуемая с привлечением партнеров образовательной программы и ориентированная на его потребности
Критерии оцениванияПризнаки, на основании которых проводится оценка по показателю, описание «идеального» состояния показателя
Курсовая работаСамостоятельная письменная аналитическая работа студента, сопряженная с изучением какого-либо актуального вопроса в рамках дисциплины (или на стыке различных дисциплин); содержит обобщенные данные о проведенном исследовании или анализе и показывает готовность студента к аналитической, исследовательской и проектной работе
Курсовой проектКомплексная самостоятельная письменная аналитическая работа студента, содержащая графическую часть, выполняемую в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации, и предполагающая поиск варианта решения какой-либо практической проблемы с его обоснованием
Лицо с ограниченными возможностями здоровьяЛицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
Международная основная образовательная программаОбразовательная программа, реализуемая совместно с зарубежным партнером и (или) предназначенная для обучения исключительно иностранного контингента
Модуль мобильностиСовокупность дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки, позволяющая обучающимся получить базовые знания, умения, навыки и компетенции в иных предметных областях
Модуль образовательной программыОтносительно самостоятельная, логически завершенная, структурированная часть образовательного контента (образовательной программы, дисциплины, цикла дисциплин), обеспечивающая формирование и оценку достижения заданных результатов обучения
МООC (МООК – массовый открытый онлайн-курс)Обучающие курсы с массовым интерактивным участием c применением ЭО, ДОТ и открытым доступом через сеть Интернет
Навигационный курсКурсы, создаваемые автоматически (ЦОО) в начале каждого учебного семестра на основе информации, получаемой из расписания
Направление подготовки (специальность)Описывает общую профессионально-образовательную область, в рамках которой осуществляется подготовка бакалавров, специалистов, магистров
Направленность (профиль) образовательной программыКонкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения
Научно-исследовательская работаНаправлена на проведение исследований в выбранной научной области, апробацию результатов исследования, проводится при реализации образовательных программ, направленных на решение задач профессиональной деятельности научно-исследовательского типа
Научно-ориентированные (или исследовательские) образовательные программыПрограммы, ориентированные на научный, или научный и педагогический типы задач профессиональной деятельности, получение научных результатов обучающимися, имеющими высокую степень мотивации и потенциал для выполнения научных исследований и разработок, в том числе с участием партнеров образовательных программ
Область профессиональной деятельностиСовокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения
Обобщенная трудовая функцияСовокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе
Основная образовательная программаКомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации
Образовательный стандарт, установленный образовательной организацией самостоятельноСовокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Ученым советом СПбПУ
ОбучающийсяФизическое лицо, осваивающее основную образовательную программу
Общепрофессиональные компетенцииОтражают запросы рынка труда в части владения выпускниками программ высшего образования по направлению подготовки (специальности) базовыми основами профессиональной деятельности с учетом потенциального развития области или областей деятельности
Объект профессиональной деятельностиЯвление, предмет, процесс, на который направлено воздействие в процессе профессиональной деятельности
Онлайн-курсОбразовательный электронный ресурс, представляющий собой структурированный материал по той или иной теме, решающий определенные задачи обучения
Онлайн-обучениеМетод получения новых знаний в реальном времени, основанный на сетевых технологиях и глобальной компьютерной сети Интернет
Онлайн-программаОбразовательная программа для различных уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) всех форм обучения (очное, очно-заочное, заочное), реализуемая исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Онлайн-прокторингПроцедура удаленного наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена, с использованием специализированного программного обеспечения (зачет/экзамен сдается на внешнем ресурсе в режиме удаленного доступа)
ОригинальностьДоля фрагментов проверяемого текста, отнесённых к оригинальному тексту, в общем объёме текста
Отрицательные результаты контроля (текущего / промежуточного)Получение оценки «неудовлетворительно» или «не зачтено» по одной или нескольким дисциплинам (модулям), в том числе практикам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
Отрицательные результаты промежуточной аттестацииПолучение оценки «неудовлетворительно» или «не зачтено» по одной или нескольким дисциплинам (модулям), в том числе практикам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
Офлайн-прокторингПроцедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводимая непосредственно в аудитории
Оценочные средстваКонтрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, модуля, направленные на измерение степени сформированности компетенции как в целом, так и отдельных ее компонентов, в роли которых могут выступать: устные опросы, тесты, типовые задания (задачи, ситуационные задания и др.), творческие задания (эссе, кейсзадания, проблемные ситуации, деловые игры, исследовательские, конструкторские задания и др.) с обязательным указанием критериев оценивания
Педагогическая практикаНаправлена на решение задач профессиональной деятельности педагогического типа
Научно-педагогические работникиРаботники Университета из числа научных и педагогических работников, а также лица, оказывающие услуги по преподаванию дисциплин или выполнению других видов учебной работы для обучающихся отдельной образовательной программы в соответствии с учебными планами на иных условиях
ПортфолиоКомплексное оценочное средство для проведения количественной и качественной оценки результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике; формат проведения контрольных мероприятий текущего контроля успеваемости и (или) промежуточной аттестации с применением указанного комплексного оценочного средства, а также комплект результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, подтверждающих уровень сформированности его компетенций в рамках соответствующей дисциплины (модуля) или практики
Правила проведения текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации)Описание совокупности контрольных мероприятий, проводимых в рамках текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации), показателей, критериев и шкал оценивания результатов обучения (этапов формирования компетенций) по дисциплине (модулю) или практике
ПрактикаКомпонент образовательной программы, реализуемый в целях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы
Практико-ориентированные образовательные программыПрограммы, ориентированные на прикладные типы задач профессиональной деятельности, направленные на включение обучающихся в реализацию проектов с обязательным участием партнеров образовательных программ
Практическая подготовкаФорма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы
Преддипломная практикаТип производственной практики, которая проводится на последнем курсе обучения, непосредственно перед государственной итоговой аттестацией с целью проведения исследований, разработок и написания выпускной квалификационной работы
Предметная комиссияКомиссия, создаваемая директором института для проведения повторной промежуточной аттестации по дисциплине, модулю, практике
Программы с особым статусомОбразовательные программы, в которых определены особенности проектирования и дополнительные требования к реализации
Производственная практикаВид практики, который проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
ПрокторПреподаватель или иной работник, осуществляющий контроль сдачи удаленного экзамена и проводящий идентификацию личности
ПрокторингМониторинг прохождения экзамена, с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации слушателя
Промежуточная аттестацияОценивание результатов освоения образовательной программы и сформированности компетенций обучающихся по дисциплинам (модулям), практикам в соответствии с утвержденными РПД или РПП
Профессиональная деятельностьТрудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда и приносящая доход
Профессиональные компетенцииОтражают запросы рынка труда в части готовности выпускника программы высшего образования соответствующего уровня и направления подготовки выполнять определенные задачи профессиональной деятельности и связанные с ними трудовые функции из профессиональных стандартов (при наличии) для соответствующего уровня профессиональной квалификации
Профессиональный стандартХарактеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности
Профиль (специализация) ООПНаправленность образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы
Профильная организацияОрганизация, осуществляющая деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в которую направляются обучающиеся СПбПУ для прохождения практики
Рабочая программа дисциплины (модуля)Локальный нормативно-методический документ, определяющий объем, содержание, планируемые результаты обучения, порядок изучения дисциплины (модуля), а также способы контроля соответствия результатов обучения требованиям СУОС
Рабочая программа практикиЛокальный нормативно-методический документ, определяющий объем, содержание, порядок прохождения практики, а также способы контроля результатов обучения
Разработчики образовательного стандартаГруппа специалистов, осуществляющих комплекс работ, включающий проектирование, организацию обсуждения со всеми заинтересованными сторонами (внутренняя и внешняя экспертиза), доработку и подготовку к утверждению проекта образовательного стандарта высшего образования, устанавливаемого СПбПУ по конкретному уровню и направлению подготовки (специальности); создается соответствующим распорядительным актом СПбПУ или функционирует на инициативной основе; состоит из сотрудников Университета из числа НПР с обязательным привлечением представителей работодателей
Расчетно-графическая работа (РГР)Самостоятельная письменная работа студента, в основе которой лежит решение сквозной задачи, охватывающей несколько тем дисциплины и включающей осуществление расчетов, обоснований и выводов
Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)Официальный реестр, содержащий информацию об утвержденных профессиональных стандартах (перечне видов профессиональной деятельности)
Результаты обученияКонкретные результаты освоения отдельных дисциплин (модулей) и иных элементов ООП на уровне полученных обучающимися знаний, умений, опыта. Результаты обучения по ООП отражаются в рабочих программах дисциплин (модулей), рабочих программах практик, программе государственной итоговой аттестации (ГИА).
Результаты освоения образовательной программыКомпетенции, формируемые у обучающихся в ходе освоения основных образовательных программ
Ресурсный курсКурсы содержащие материалы, необходимые для обеспечения образовательного процесса и самостоятельной работы студентов
РефератСамостоятельная письменная аналитическая работа, выполняемая на основе преобразования документальной информации, раскрывающая суть изучаемой темы. Реферат отражает различные точки зрения на исследуемый вопрос, выражая в то же время и точку зрения самого автора
Руководитель образовательной программыЛицо, имеющее высшее образование, из числа научно-педагогических работников университета, которое осуществляет руководство одной и более образовательной программой одного или нескольких уровней высшего образования в рамках одного или нескольких направлений подготовки (специальностей) с учетом требований, установленных СУОС, и требований к работе по руководству основной образовательной программой высшего образования
Самостоятельная работаСпособ активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых для него знаний, навыков и умений с участием и без участия в этом процессе профессорско-преподавательского состава
СамоцитированиеПриведение выдержки из текста, автором или соавтором которого является автор проверяемой ВКР
Сетевая форма реализации ООПФорма реализации ООП на основании договора между СПбПУ и организацией-партнером (участником консорциума) – заказчиком программы и другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в образовательном процессе
СлушателиЛица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования Университета (иностранные граждане и лица без гражданства)
Совпадения (заимствования)Несамостоятельное выполнение обучающимся ВКР, то есть использование в ней текста другого автора, опубликованного на бумажном или электронном носителе, без ссылки на источник и (или) при наличии ссылок, но в случае, когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполнения всей работы или какого-либо из ее разделов
Специалисты-практикиПедагогические работники Университета, участвующие в реализации ООП, и лица, привлекаемые к реализации ООП на иных условиях, являющиеся руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники
СтартапНовая созданная компания или проектная команда (команда стартапа) с короткой историей деятельности, находящаяся в стадии развития и строящая свой предпринимательский проект на основе инновационных продуктов и (или) новых бизнес-моделей в контексте развития национальной технологической инициативы, наращивания потенциала передовых производственных технологий, цифровизации бизнеса и международных целей устойчивого развития
СтудентыЛица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры
Сфера профессиональной деятельностиСегмент области профессиональной деятельности или смежных областей профессиональной деятельности, включающий вид(ы) профессиональной деятельности, характеризующийся совокупностью специфических объектов профессиональной деятельности
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работаСамостоятельное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в процессе изучения дисциплины
Текущая самостоятельная работаОбеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана
Текущий контроль успеваемостиОценивание хода освоения дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом, в течение периода обучения (семестра), в соответствии с утвержденной РПД
Типы задач профессиональной деятельностиУсловное разделение задач профессиональной деятельности по характеру действий, выполняемых для достижения заданной цели
Трек ООПСовокупность компонентов (взаимосвязанных модулей) внутри ООП (профиля, специализации), определяющая предметные и деятельностные особенности подготовки обучающихся, отражающая специфику профессиональной области, к которой преимущественно готовится выпускник; в отличие от профиля не может служить основой отдельной ООП и меньше профильной части по объему зачетных единиц
Трудовая функцияСистема трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции
Трудовое действиеПроцесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором решается определенная задача
Универсальные компетенцииОтражают запросы общества и личности к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня, а также включают профессиональные характеристики, определяющие встраивание уровня образования в национальную систему профессиональных квалификаций
Условия реализации образовательной программыСовокупность кадровых, материально-технических, учебно-методических, информационных, финансовых и социальных ресурсов образовательной деятельности
Учебная практикаВид практики, который проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
Факультативный модуль (дисциплина)Дисциплина или совокупность дисциплин, являющаяся дополнением к реализуемой образовательной программе, позволяющая получить дополнительные компетенции или освоить предусмотренные ООП компетенции на более высоком уровне, необязательная для изучения обучающимися
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образованияСовокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю) или практикеКомплекс методических и контрольных измерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для оценивания запланированных результатов обучения и позволяющих определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения основной образовательной программы высшего образования СУОС
Форма промежуточной аттестацииЭкзамен, зачет, дифференцированный зачет
Форма самостоятельной работыЧетко сформулированное в рабочей программе дисциплины задание студенту, выполняемое им во внеаудиторное время, к определенному сроку, результат выполнения которого, представленный в устной или письменной форме, может быть подвергнут контролю и учтен при выведении итоговой оценки по завершению изучения дисциплины, учебного или дисциплинарного модуля
ЦитированиеПриведение выдержки из текста, с указанием имени автора, названия произведения и в объеме, оправданном целью цитирования
ЭкстернатФорма освоения образовательной программы в виде самостоятельного изучения дисциплин, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
ЭкстерныЛица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации
Элективный модуль (дисциплина)Дисциплина или совокупность дисциплин, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные и общекультурные интересы в соответствии с личными предпочтениями обучающихся (дисциплина (модуль) по выбору)
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС)Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения
Электронное обучение (ЭО)Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников
Электронное портфолиоИндивидуальный комплект документов, собранных с применением электронных средств и носителей, представляющий собой форму учета и предъявления образовательных, научноисследовательских и иных достижений обучающегося в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность), и формируемый самим обучающимся
Электронный образовательный ресурс (ЭОР)Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, наполненный предметным содержанием, сформированным в соответствии с регламентированной структурой и содержащий описывающие его метаданные
ЭссеСамостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения мыслей автора. Эссе выражает индивидуальные впечатления и размышления по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета