Description

Курс разработан Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого совместно с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» при поддержке Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения.

Курс состоит из четырех разделов, посвященных общим вопросам экологии человека, здоровью как основному критерию воздействия факторов среды на человека, вопросам демографии и экологической физиологии, а также специфике воздействия природных и антропогенных факторов на человека: как наш организм реагирует на вызовы окружающей среды и как минимизировать риски этих воздействий.

Дисциплина состоит из четырех модулей: «Экология человека как новое междисциплинарное научное направление», «Экологическая физиология», «Влияние природных факторов на организм человека», «Влияние антропогенных факторов среды на организм человека».

Основными задачами курса «Экология человека» является формирование представлений о закономерностях роста и регуляции численности популяции человека, условиях ее устойчивого существования и жизнеспособности; изучение механизмов воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; обоснование физиологических основ здоровья человека, факторов экологического риска, возможностей экологической адаптации.

Курс «Экология человека» включает 6 тем. Каждая тема начинается с видеолекции и содержит также конспект, материалы для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля и тест (не обязательный) по лекции. Освоение каждой темы предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей. Итоговый контроль осуществляется по результатам итогового зачета (в виде электронного теста по курсу), к которому студенты допускаются при условии успешного выполнения 4-х промежуточных тестов, а также всех практических заданий.

В преподавании дисциплины наряду с использованием таких современных образовательных технологий как видеолекции, предусмотрено также проведение практических занятий. Практические занятия представляют собой самостоятельно проведенное экспериментальное задание.

Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров. 5-е изд. — Москва: 2010. — 320 с.

Хаскин, В.В. Экология человека: учеб. пособие / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова, Т.А. Трифонова. — М.: Экономика, 2008. — 367 с.

Экология человека: учебник для вузов / Под ред. Григорьева А.И. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 240 с.

  • знания о морфологии и физиологии человеческого организма, об основных экологических законах;
  • умения и готовность студентов использовать стандартные инструментальные средства мониторинга состояния организма человека и мониторинга состояния окружающей среды

Модуль I. Экология человека как новое междисциплинарное научное направление

Тема 1. Экология человека, общие вопросы: Экология человека: предмет, методы, задачи, уровни интересов. Здоровье человека как объект изучения экологии человека. Народонаселение и демографические процессы.

Модуль II. Экологическая физиология

Тема 2. Общие вопросы теории адаптаций: Физиологические механизмы природных адаптаций. Классификация адаптаций

Тема 3. Учение о стрессе: Физиологические механизмы стресса. Стрессоустойчивость организма.

Модуль III. Влияние природных факторов на организм человека

Тема 4. Адаптации человека к природным факторам: Физиология человека в разных климато-географических условиях. Физиологические механизмы ритмогенеза. Десинхроноз. Метеочувствительность организма.

Модуль IV. Влияние антропогенных факторов среды на организм человека

Тема 5. Адаптация организма к антропогенным факторам: Влияние физических факторов на организм человека (на примере излучения и шума). Влияние химических факторов на организм человека. Визуальная среда и ее влияние на организм человека. Социально-психологическая адаптация.

  • изучат характеристики различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм, пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на организм человека.
  •  изучат современные представления о закономерностях роста и регуляции численности популяции человека, условиях ее устойчивого существования и жизнеспособности Основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования.
  • освоят принципы и методы оценки вероятности (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека.
  • получат практические навыки разработки рекомендаций для населения по проведению адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам.
  • способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
  • готовность к вовлечению населения в профилактические и гигиенические мероприятия по сохранению здоровья;
  • готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

Направления подготовки