15 апреля, на федеральном портале Российское образование, опубликовано интервью со Светланой Калмыковой, заместителем директора центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Каждая эпоха имеет свои традиции высшей школы: XIX век характеризует энциклопедичность, ХХ – академичность, а XXI век стал периодом инноваций в образовании
Многие процессы, которые происходят в современном образовании, еще недавно казались фантастическими: учиться у лучших специалистов из разных вузов, дистанционно выполнять лабораторные работы, проводить научные исследования наравне с дипломированными специалистами…
Тем не менее, как доказывает опыт одного из ведущих российских университетов – СПбПУ Петра Великого – все это возможно уже сегодня.
О том, как воплощается в жизнь программа «Открытое образование», рассказывает Светлана Калмыкова, заместитель директора центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, о том, как программа «Открытое образование» реализуется в вашем вузе.
Проект «Открытый Политех» – это электронная информационно-образовательная среда, которая объединяет все ресурсы нашего вуза, позволяющие выстраивать образовательные траектории, оценивать результат обучения, востребованность тех или иных направлений…
Мы создаем своего рода «точку входа» для вузов Северо-Западного региона, причем основной акцент делается на практикоориентированные образовательные курсы, расположенные на порталах институтов, входящих в состав Политеха.
По какому принципу формируется список этих курсов?
По принципу актуальности и востребованности: мы делаем то, что интересно студентам и преподавателям. Система «электронного обучения» состоит из нескольких блоков, она включает в себя курсы, расположенные на платформах МООК, по части курсов уже выдаются официальные подтвержденные сертификаты.
Могут ли результаты обучения на открытой платформе быть перезачтены в других вузах?
Да, несомненно. Все эти курсы по количеству учебных часов и зачетных единиц соответствуют единым требованиям учебных планов.
Результаты обучения, ссылки на выданные подтвержденные сертификаты публикуются на портале в открытом доступе.
Очень важно, что все дистанционные оценочные процедуры проводятся с применением системы прокторинга – то есть под наблюдением преподавателей.
Как осуществляется эта процедура в Политехе?
Студенты, которые сдают экзамен дистанционно, устанавливают на свои компьютеры специальные программы. Обязательное условие – наличие веб-камеры и паспорта. Мы подключаем специальное оборудование для идентификации – во избежание нарушений на экзамене.
Кроме того, ведется запись, которая хранится в архиве на протяжении всего времени обучения студентов. Каждое действие фиксируется видеокамерой, причем на протяжении экзамена проктор задает вопросы.
Какие вопросы?
Любые, не касающиеся экзамена, а необходимые для идентификации личности, подтверждающие, что это не видеозапись. Он может спросить, сколько будет дважды два, может поинтересоваться, какая сегодня погода… Это своего рода проверка связи.
Неправильные ответы, конечно, не засчитываются. Один проктор курирует максимум 10 человек, чтобы держать ситуацию под контролем.
Что делать, если во время проведения экзамена прерывается связь?
Если это вызвано объективными причинами – техническими неисправностями у провайдера, отключением электричества, например, — то экзамен проводится повторно.
Отмечу также, что такой вид работы очень удобен: не надо набирать аудитории, назначать единый для всех день и час – можно оптимизировать процесс сдачи экзаменов.
Возможно ли внедрение такого «открытого экзамена» во время вступительной кампании?
Да, уже в этом году мы ждем, что в онлайн-поступлении примут участие более 200 человек, а впоследствии их количество будет возрастать.
Уже есть заявки на ряд технических специальностей, абитуриенты из разных регионов и даже из-за рубежа проявили интерес к такому варианту проведения экзаменов.
Теперь им не нужно приезжать в Санкт-Петербург, чтобы сдать вступительные испытания. К тому же мы уже рассматриваем проекты аттестации не только на русском, но и на английском и даже на китайском языках.
Почему именно на китайском?
Политех открывает представительство в Шанхае, и китайские студенты, несомненно, захотят продолжать учебу на разных кафедрах нашего вуза.
Проведение онлайн-обучения и аттестации – достаточно затратное мероприятие. Почему Политех решил претворить в жизнь эту программу?
Наша задача – привлечение хороших абитуриентов в университет. Согласитесь, обучение онлайн только на первый взгляд кажется простым и удобным: на самом деле оно требует гораздо больше мотивации и дисциплинированности, чем классические курсы лекций и семинаров. Студентам необходимо регулярно выполнять определенное количество практических, лабораторных работ, тестов – и только тогда они будут допущены до аттестации. Все эти требования прописаны на каждом курсе.
Напомню также, что в Открытом Политехе особое внимание уделяется практической ориентированности курсов: у нас есть такие модули, как Центр интеллектуальной робототехники, Современная промышленная электроника, Дистанционная лаборатория…
Студенты не просто получают теоретические знания, а могут воплотить свои проекты в жизнь – причем дистанционно, в специальных лабораториях.
Таким образом, «Открытое Политех» является отправной точкой для многих перспективных научных и практических исследований.