Как будет развиваться онлайн-образование в России в перспективе ближайших трех лет, обсудили участники Ассоциации «Национальная платформа открытого образования». Стратегическая сессия прошла сегодня, 3 марта, в Научно-исследовательском корпусе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

На стратегической сессии присутствовали представители восьми ведущих вузов-участников Национальной платформы открытого образования Помимо представителей Минобрнауки РФ, в дискуссии о будущем онлайн-образования приняли участие представители восьми ведущих российских вузов, которые совместно ведут проект Национальной платформы открытого образования, – МГУ, СПбГУ, СПбПУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО и УрФУ.

Напомним, онлайн-образование – новый популярный сегмент вузовского дистанционного образования, когда бесплатные учебные курсы с интерактивным участием строятся по системе MOOК – массовых открытых онлайн-курсов, и предназначаются для неограниченного количества слушателей. Обучающие программы Национальной платформы открытого образования (стартовала в сентябре 2015 года) включают в себя видеолекции, занятия в виртуальных лабораториях, демонстрации экспериментов и другие формы обучения. Основная цель проекта – сделать качественное образование доступным для всех, вне зависимости от места проживания, возраста и социального статуса.

Участие в сессии приняла проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина (на фото слева) Открывая сессию, модератор А.А. ИЩЕНКО пояснил основную цель встречи: «Видение того, как будут развиваться открытые онлайн-курсы в нашей стране, в какой-то степени уже сформировано. Но сейчас наступает важный момент, когда нужно согласовать это видение между всеми участниками нашей Ассоциации». Среди основных задач, которые предстояло решить участникам, были названы выработка модели взаимодействия с потребителями открытых онлайн-курсов и вузами-партнерами, уточнение стратегии развития Национальной платформы открытого образования, определение кратко-, средне- и долгосрочных задач Ассоциации на основе уточненной стратегии.

После доклада «Модель использования открытых онлайн-курсов в рамках программ высшего образования» (В.С. Третьяков, зампроректора по учебной работе УрФУ) участники сессии разделились на три группы в соответствии с тематикой предстоящих дискуссий. Первая группа анализировала модели использования открытых онлайн-курсов в рамках программ высшего образования. Участники второй группы обсуждали взаимодействие Ассоциации с образовательными организациями, использующими и разрабатывающими открытые онлайн-курсы. И третья группа прорабатывала схемы обеспечения качества – сертификацию курсов и проверку на соответствие ФГОС, а также работу с учебно-методическими объединениями и экспертами. Результатом работы каждой из групп стала финальная презентация с конкретными предложениями по дальнейшей работе.

Участие в стратегической сессии Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» приняла проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина. Обсуждая с коллегами модель использования открытых онлайн-курсов, Елена Михайловна отметила, что деятельность вузов, которые занимаются дистанционным образованием, скоординирована на уровне профильного министерства в рамках всей системы высшего образования: «Минобрнауки России не просто объединило восемь самых престижных отечественных университетов, но и собирается привлечь другие, региональные вузы к участию в Национальной платформе. Ведь это способствует как расширению образовательных возможностей, так и повышению качества образования». По мнению проректора, возможность выбора в современном образовании очень важна. При этом нет сомнения в том, что очное обучение в университете ничем не заменимо. «В силу того что сейчас набирает силу тенденция непрерывного образования на протяжении всей жизни и с учетом сегодняшнего темпа жизни, онлайн-форматы дают большие возможности. Однако онлайн-образование – это, безусловно, важное и нужное дополнение к основному образованию, которое позволяет достичь большего, но не его замена», – пояснила Е.М. РАЗИНКИНА.

Поскольку участники сессии практически не использовали заранее подготовленные презентации и выступления, дискуссия получилась живой и актуальной. Удалось обсудить множество вопросов – от качества размещаемого контента и процедур оценки результатов обучения до вопросов PR-сопровождения портала. Отдельное внимание уделили вопросам сетевого взаимодействия Ассоциации с вузами-разработчиками и вузами-потребителями онлайн-курсов. Поэтому одним из приоритетных направлений развития Национальной платформы назвали привлечение новых участников, которые уже увидели будущее за применением методик электронного обучения в своих вузах и которые заинтересованы в том, чтобы их студенты могли обучаться на курсах, разработанных преподавателями ведущих университетов страны. Ключевыми же векторами дальнейшего развития Ассоциации, по мнению участников, могут быть следующие: проект «Открытое образование» может стать уникальным масштабируемым проектом, обеспечивая создание и реализацию большей части онлайн-курсов, создаваемых вузами в рамках программ высшего образования. Либо он станет флагманским проектом, задающим модель для развития аналогичных онлайн-проектов, инициируемых другими университетами.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Другие новости

Методист Открытого Политеха победила в конкурсе «Учитель будущего»
Звездный диктант «Поехали!»
Глава Федерации футбола Елена Илюхина ознакомилась со студиями Открытого Политеха