Цифровизация шагает по планете и проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. С каждым годом онлайн-обучение становится все более популярным: создаются новые курсы и виджеты, привлекая своим удобством и возможностями самую широкую аудиторию – от школьников и студентов до людей, уже давно получивших высшее или профессиональное образование и желающих либо сменить профиль, либо углубить и обновить знания в собственной сфере. В прошлом году Политехнический университет выиграл грант Минобрнауки России на создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. Особенностям создания и внедрения онлайн-курсов по программам центра обучаются сотрудники образовательных учреждений со всей страны. В конце марта дипломы о повышении квалификации в Северо-Западном региональном центре компетенций в области онлайн-обучения (СЗ РЦК ОО) СПбПУ получили выпускники уже второй сессии обучения.
После первого выпуска организаторы получили обратную связь от слушателей курса и учли конструктивные пожелания при разработке новых программ. Кстати, их количество увеличилось вдвое – сотрудники вузов и колледжей смогли пройти обучение по четырем программам: «Инструменты и сервисы разработки контента и организации электронного обучения», «Онлайн-курс в образовательном процессе. Практика эффективного использования при работе с одаренными детьми», «Организация подготовки материала для онлайн-курса» и «Современные технологии проектирования, разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов». Программы вызвали большой интерес аудитории, и для того, чтобы как можно больше людей, в том числе из регионов, могли получить новые знания, пришлось ввести ограничительные меры: на каждый курс принималось не больше 20 человек от одного университета. В итоге удостоверения о повышении квалификации получили около 150 специалистов из Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Казани, Кемерово, Ленинградской и Архангельской областей.
Плюсы и минусы обучения онлайн слушатели ощутили на себе: на протяжении четырех недель они учились на онлайн-курсах – смотрели лекции, выполняли задания, укладываясь в рамки дедлайна, и общались с преподавателями. Раз в неделю проходили вебинары, где можно было задать вопрос и прояснить интересующие моменты. Итоговые занятия по каждому направлению прошли в Научно-исследовательском корпусе Политеха в формате круглых столов. «Эти занятия должны быть дискуссионными, чтобы подвести итоги, дать возможность слушателям высказаться и задать вопросы, применить полученные знания на практике», – комментирует директор Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения СПбПУ Светлана Владимировна КАЛМЫКОВА. Попробовать записать фрагмент видеолекции могли все желающие на мастер-классе «Почувствуй себя в кадре», а после просмотра видео специалисты Центра посвящали участников в тонкости съемочного процесса и давали ценные рекомендации.
Мастер-классу предшествовали дискуссии в рамках круглых столов, где обсуждались самые разнообразные аспекты онлайн-обучения. Дискуссии вели преподаватели курсов – директор СЗ РЦК ОО С.В. КАЛМЫКОВА, директор Центра открытого образования В.Е. ВАСИЛЬЕВ и заместитель директора СЗ РЦК ОО Е.Ю. ЯРОШЕВСКАЯ. Так, Светлана Владимировна рассказала о том, как в Политехническом университете строится обучение онлайн, и об участии вуза в таком проекте, как Национальная платформа «Открытое образование». «На этой платформе сейчас расположено порядка 30 курсов Политеха, – комментирует С.В. КАЛМЫКОВА. – Национальная платформа “Открытое образование” – это уникальный проект. Его уникальность заключается в том, что восемь ведущих вузов (а теперь к проекту присоединились еще два университета) приняли решение не бороться за абитуриентов в прямом смысле этого слова, а создавать продукт – онлайн-курсы, которые стали перезачитывать и принимать во внимание в образовательном процессе каждого университета». На курсы Политеха, размещенные на данной платформе, записывается порядка пяти тысяч человек на каждый старт, который происходит раз в семестр. А на некоторые курсы, например «Философия», запись составляет 10 тысяч человек в каждый старт. Работает Политехнический университет и с другими образовательными платформами: в ближайшее время стартуют три курса на международном портале Coursera.
В рамках дискуссии участники также обсуждали, зачем создавать онлайн-курсы и чему они могут научить слушателей. И главный ответ был найден сразу – необходимо научить учиться. «Наша задача не в том, чтобы создать суперновый материал – он будет рождаться сам по себе в зависимости от потребностей общества. Наша задача – формировать мышление и учить учиться», – подтвердила С.В. КАЛМЫКОВА. Все участники беседы сошлись во мнении, что, если предоставить школьнику образовательное пространство и не давить на него ни со стороны родителей, ни со стороны школы, то дети по собственной инициативе пойдут в эти точки возможностей за новыми знаниями. То же самое со студентами.
На итоговом занятии слушатели обсуждали самые разные аспекты онлайн-образования Онлайн-курсы не могут заменить живого общения преподавателя со студентами и студентов друг с другом. Эта тема тоже стала предметом дискуссии в рамках круглого стола. В качестве примера совмещения онлайн и офлайн можно привести курс «Основы проектной деятельности», на котором сейчас обучаются порядка 700 второкурсников Политеха. Одна из главных задач, которая стояла перед создателями курса, – это дать единый терминологический аппарат, объяснить студентам, что такое проект и как его реализовать. Проходя обучение онлайн, в офлайн студенты, разделенные на группы по 6-8 человек, воплощают в жизнь собственные проекты. В конце семестра они будут их защищать, а администрация вуза определит, какие из них можно реализовать в Политехе.
Со специалистами, успешно прошедшими курсы повышения квалификации в СЗ РЦК ОО и выразившими заинтересованность в создании собственных курсов, работа продолжается. Центр помогает преподавателям разрабатывать свои онлайн-курсы или привлекает на работу в уже имеющихся проектах. Сейчас, например, создаются курсы, посвященные киберспорту и цифровым фабрикам будущего. Сотрудники Центра работают и над совершенствованием формата онлайн-курсов: помимо стандартных инструментов, планируется подключать симуляторы, тренажеры, чтобы сделать курсы более интерактивными и мотивировать молодежь учиться на них.
Уже ведется прием заявлений на третью сессию Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения СПбПУ по программам повышения квалификации для преподавателей и сотрудников учебных заведений. По просьбам желающих прием продлен до 9 апреля. Подать заявление и необходимые документы можно здесь. Старт сессии запланирован на 16 апреля.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона ЖАБЕНКО