Осенью 2020 года Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого впервые проходил аудит международного рейтингового агентства QS Quacquarelli Symonds, в рамках которого оценивались ресурсы и потенциал онлайн-образования и готовность вуза к дистанционному обучению. Политех показал достойный результат и получил категорию «5 звезд».
Жизнь диктует новые тренды во всех ее сферах, в том числе и в образовании. Ценность времени и развитие технологических возможностей делают дистанционное образование все более востребованным и доступным, а глобальное распространение пандемии только укрепляет заданный тренд.
«За последние пять лет Политехнический университет Петра Великого провел очень большую работу по развитию онлайн-обучения: создано более ста массовых открытых онлайн-курсов, организованы курсы повышения квалификации преподавателей в области онлайн-образования не только для преподавателей СПбПУ, но и для вузов-партнеров, – прокомментировала событие проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА. – Мы работаем с несколькими открытыми образовательными платформами. Следуя тенденциям времени, реализуем различные интерактивные форматы взаимодействия студентов и преподавателей. Получение категории «5 звезд» в номинации QS Stars Online Learning – заслуга всех участников этого непростого процесса обучения в онлайн».
Елена Михайловна особо отметила, что очень весомый вклад в признание на международном уровне высокого качества онлайн-образования в Политехе внесли сотрудники Центра открытого образования под руководством Светланы КАЛМЫКОВОЙ.
«Аудит онлайн-образования – это относительно новая инициатива международного рейтинга QS, – рассказала начальник Управления стратегического планирования и программ развития Мария ВРУБЛЕВСКАЯ. – В этом году Политех проходил аудит в первый раз, поскольку нам важна экспертная оценка того, насколько мы конкурентоспособны по этому аспекту на международной арене. Политех получил 93 балла из 100, и это очень достойный результат. Такая высокая оценка международного рейтинга QS – это в первую очередь заслуга коллектива, принимающего участие в разработке, мониторинге и реализации дистанционных технологий. Это сложный и трудоемкий процесс для всех участников образовательного процесса, и нам есть к чему стремиться, но хочется верить, что высокий статус послужит моральным бонусом для наших преподавателей и студентов и хорошим маркетинговым инструментом в рекрутинге талантливых абитуриентов как за рубежом, так и в России».
Онлайн обучение в Политехническом университете – это целая система, формирующая единое научно-образовательное пространство, объединяющее электронные ресурсы, связанные с научной и образовательной деятельностью.
Как отметила директор Центра открытого образования КАЛМЫКОВА Светлана Владимировна: «Высокая оценка международного уровня конкурентоспособности нашего университета в этом направлении подтверждает, что мы правильно выстроили свою стратегию в предыдущие года и задает новые направления точек роста для дальнейшего продвижения».
Международный рейтинг QS Stars: Online-learning состоит из семи индикаторов от 5 до 30 баллов каждый. Максимальное количество баллов – 100.
- «Вовлеченность студентов и научно-педагогических работников». Оценивается по пяти критериям: возможность личного общения студентов с преподавателями посредством видео- или аудио технологий; прямые трансляции лекций с возможностью обратной связи по расписанию; прямые трансляции семинаров с преподавателями; предоставление видеокурсов в записи; возможность обратной связи и оценки студентов.
- «Взаимодействие со студентами». Подразумевает их участие в обсуждении на цифровых платформах или онлайн-форуме, наличие вэб-сайта, доступного для выпускников.
- «Сервисы и технологии для студентов». Оценивается доступ к базам данных электронной библиотеки; доступ к онлайн-ресурсам для людей с ограниченными возможностями; онлайн доступ к информации центра карьеры.
- «Аутсорсинг онлайн-услуг и продуктов университета». Включает перечень организаций, которые пользуются онлайн-услугами или технологиям университета.
- «Соотношение заявок к количеству поступивших на онлайн-курсы и соотношение студентов к НПР, принимающим участие в дистанционном формате обучения».
- «Интерес к онлайн-образованию». Оценивается процент степеней и сертификатов, получаемых онлайн.
- «Опыт практической работы». Успешная реализация онлайн-программ должна составлять 10 лет с момента первого выпуска.